amak_190 (amak_190) wrote,
amak_190
amak_190

Category:

Хозрасчетные «Права»

Сейчас мало кого удивишь наличием водительских прав.
А когда-то, ещё лет двадцать пять - тридцать назад, они были далеко не у всех. Частных автошкол тогда не было,  можно было отучиться на права или в школах ДОСААФ или в ПТУ, где готовили автослесарей и водителей для народного хозяйства.
Самоподготовкой тогда нельзя было сдать – ты мог научиться управлять автомобилем на папиных Жигулях или Москвиче, но в МРЭО (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел) ГАИ ты должен предъявить «корочку» - Свидетельство об окончании курсов по программе «водитель индивидуальных транспортных средств категории «В». Без этого к экзаменам в ГАИ тебя не допустят.

Можно было ещё получить в институте, где есть специализированная военная кафедра. У нас, в Автомеханическом Институте, такая была. Но на военной кафедре я не получил.
В один прекрасный день, перед тем как допустить нас, студентов к учебному вождению, строем погнали на водительскую мед. Комиссию. И я там срезался на окулисте. Очки у меня оказались слабые. Врач-окулист в комиссии сказал – сделайте себе очки, в которых будете водить – тогда и приходите. Делать новые очки студенту некогда, много есть чем занять своё время, кроме как ходить по врачам, поэтому остался без вождения.  В институте, и везде – желающих много, учебных машин мало, так что ни кто из начальников кафедры не настаивал, чтобы все будущие офицеры имели Права. Да и давали в Институте только категорию «С» - грузовые автомобили.
Вот так, по окончании института и военной кафедры я получил звание лейтенанта автомобильных войск,  но не получил водительские Права. Водить-то я умел – у отца была машина, и на тихих улочках  или в лесу, пока отец ходил за грибами, было время попрактиковаться. ПДД я знал, этому нас на военной кафедре готовили серьёзно. Очки у меня уже были новые, нормальные, и медкомиссии я не боялся. А вот «корочки», с которой я мог бы пойти в ГАИ на экзамен в МРЭО, у меня не было.

По распределению после института я попал работать в систему Профтехобразования. Вел для автослесарей  то, что называется «спецтехнологией» - предметы, связанные с профессией – устройство автомобиля, ремонт и техническое обслуживание, эксплуатация автомобилей.
Кроме этого, для всех специальностей – и станочников и слесарей и электриков,  на первом курсе учебным планом был предусмотрен 6-часовой курс «Правил Дорожного Движения». Его для всех групп вел тоже я. И так год за годом.
Через четыре года работы в Профтехобразовании, меня назначили Замдиректора ПТУ по учебно-производственной работе. Мне теперь подчинялись все учебные процессы в училище – и общеобразовательные, через завуча, и профессиональные – через старшего мастера.
Утверждение и согласование учебных планов и программ, планов уроков преподавателей, организацией учебного процесса, экзаменами, получение в Управлении «бланков строгой отчетности» - бланков дипломов, их учет, выдачу дипломов и свидетельств об окончании обучения - все это было на мне – Зам по УПР. Но административная должность не запрещала иметь учебную нагрузку, и я преподавал те же ПДД и ещё ряд каких-то технических предметов, типа черчения, не требующих особой подготовки от меня, как от преподавателя.
Тут наступили самые яростные годы перестройки, когда все  ринулись зарабатывать деньги. Появилось такое модное слово как «хозрасчёт». Наше ПТУ решило не отставать.
Первым делом мы открыли хозрасчётные курсы по специальности «Оператор ПЭВМ». Тогда пошла директива организовывать в учебных заведениях компьютерные классы, увеличивали число занятий по информатике, ну и мы под это дело выбили фонды и закупили десяток компьютеров. Днем на них обучались птушники по предмету информатика, а вечером… вечером - хозрасчётные курсы. Успех курсов был огромный, люди несли деньги за то, чтобы просто познакомиться с персональным компьютером.
И тут у меня возникла мысль:  «А не организовать ли нам хозрасчётные курсы по подготовке водителей категории «В»?
В областном Управлении «прозондировал почву», мне подсказали - есть такие учебные программы трехмесячного обучения на водителей категории «В», есть бланки Свидетельств отличные от диплома об окончании ПТУ, но чтобы их получить в Управлении, надо соответствовать определённым требованиям. Должен быть легковой учебный автомобиль, оборудованные классы по предметам «Правила и основы безопасности дорожного движения», «Устройство  и техническое обслуживание автомобилей».
А главное, эти курсы должны быть зарегистрированы в МРЭО ГАИ.
У нас в училище был учебный автомобиль, но грузовой - голубенький ГАЗ-52. А для подготовки категории «В» требовался легковой.  Где его взять, если всё снабжение, в том числе и наглядными пособиями и средствами обучения шло через государственные конторы с названием «Учколлектор». Но там не было легковых учебных автомобилей!

Удалось выяснить, что в одном ПТУ в городе Ногинске есть не эксплуатируемый учебный автомобиль Москвич 2140. Правда, не на ходу. Используя все свои связи в областном управлении Профтехобразования, я решил вопрос о передаче этого Москвича нашему училищу с баланса на баланс. Отправились за ним на нашем Газончике  - я, инструктор и ещё один мастер, имеющий Права.  Притащили  этот Москвичонок на буксире к себе в Болшево. Провели осмотр, оказалось, что самая большая неисправность у него – отсутствие аккумулятора. Остальное ерунда. А главное на нем было двойное управление и он считался учебным! Символы, обозначающие учебный автомобиль на нем уже были.
Итак, у нас имелся учебный легковой автомобиль, был инструктор (тот, который выкатывал ребят на Газоне имел и открытую категорию «В»), была площадка для первоначального обучения – разметили училищный плац, была согласована схема движения учебного транспорта по городу, был даже класс ПДД и БД. Оставалось самая мелочь – оборудованный класс изучения предмета Устройство  и ТО автомобилей.
Смешно – ни кто из автолюбителей, особенно девушки, ни когда не заморачивался с изучением устройства автомобиля, а тем более с его техническим обслуживанием. Но в утвержденном учебном плане курсов была программа по этому предмету, значит, должны быть класс а в нем - наглядные пособия!  По нормам как минимум – два агрегата с разрезами, и детали конструкции легкового автомобиля для изучения. А где их взять?
Даю задание учащимся – собрать всевозможные детали от легковых автомобилей, какие смогут  попасться, за зачет  и допуск к экзаменам – хоть в гараже у отца!   Прочесать все помойки возле ближайших гаражных кооперативов в поисках выброшенных испорченных деталей от легковых автомобилей  - для наглядных пособий сойдет!
Но тогда не то, что сейчас –  сейчас целые автомобили на свалку выбрасывают, а тогда автолюбители были рачительные, выбрасывали изношенные детали редко  – а вдруг чего пригодится? В результате действий моих учащихся «по собору металлолома», образовалась у нас в классе гора убитых автозапчастей, но, увы, ни чего существенного – ржавая фара и решётка радиатора, пара  жигулевских тормозных дисков, несколько москвичевских тормозных барабанов от Волги, пара рулевых тяг и куча прокладок под головку блока и поддон. Увы, гаишной комиссии показать нечего…
Поэтому пришлось пойти на хитрость. За день до приезда комиссии, мы договорились за пару бутылок в автошколе ДОСААФ соседнего подмосковного города об аренде наглядного стенда двигателя ВАЗ с разрезами и  наглядного стенда с передним мостом от Волги  ГАЗ-24. У них-то, в ДОСААФ они были!
Подъехали на своем газончике с учениками, закинули движок и мост в кузов – привезли к себе, и поставили в классе прямо перед приездом комиссии из МРЭО ГАИ.
Комиссия приехала, оснащение наших учебных аудиторий ей понравилось – два приличного вида агрегата и россыпь прокладок  блока, дисков и фара на учебных столах.
Чтобы закрепить успех, мы попарили гаишников из МРЭО в нашей училищной баньке, и вопрос был решен! Курсы зарегистрированы.
 А агрегаты наглядные наш водитель-инструктор, пока мы парили гаишников в бане и угощали «чем Бог послал», быстренько увез обратно хозяевам и расплатился за аренду «жидкой валютой». В дальнейшем, честно говоря, отсутствие  этих пособий на учебный процесс курсов ни как не влияло. Если кто учился на права в любой автошколе, меня поймет. Все время, отведенное на теоретические занятия, ученики старательно зубрят билеты по ПДД. Им не до Устройства автомобилей. Его же в ГАИ не сдавать!

С разрешением, полученным от ГАИ, я поехал в областное управление за бланками Свидетельств, они, как и бланки дипломов были номерными и тоже являлись «бланками строгой отчетности».
Эти Свидетельства  учитывались при выдаче в специальном журнале, как и любые другие документы об окончании учебного заведения. Выдавалось Свидетельство в училище по окончанию трехмесячного обучения и  проведения внутренних экзаменов по предметам, указанным в учебной программе. А уже с ним отучившиеся ведут в МРЭО ГАИ сдавать ПДД и вождение.
Я был назначен начальником этих курсов и в первую же  набранную группу, вписал и себя. Вел на этих курсах все теоретические занятия по Правила и Основы БДД и  Устройству  и ТО автомобилей, ну а наш инструктор выкатывал  курсантов на нашем учебном Москвиче.
Через три месяца курсанты сдали экзамены по теории – мне, по вождению – инструктору и я на всех (включая себя) оформил Свидетельства об окончании обучения.
В МРЭО ГАИ целая процедура представления группы к экзаменам – сверяются  и проверяются документы, определяется очередь сдачи, и решаются прочие оргвопросы. Все это, как начальник курсов делал я. Когда все формальности были улажены, и можно было запускать курсантов в экзаменационную комнату, знакомый гаишник, который был в курсе, что я сам в этой группе, спросил:
- Сам сдавать будешь? - нам нужно будет внести все результаты в протокол..
- Да, буду, конечно, наравне со всеми! Что я ПДД не знаю, что ли? И сел вместе со всеми за экзаменационную машину.
И завалил! Я сделал в последнем вопросе две ошибки.
Капитан развел руками – все уже в протоколе! Номер  экзаменационной машины, номер задания… Могли бы и потом оформить, задним числом, но ты же сам захотел!

Пришлось ещё раз приходить, со второго раза уже ни одной ошибки – просто был предельно внимателен. Вождение сдавал с тем же капитаном и сдал без проблем. И вот, наконец, в начале августа 1991 года я получил долгожданные Права!
Мне, получается, пришлось для этого открыть целые курсы подготовки водителей категории «В». Так как курсы были хозрасчетные, мне, так же как и остальным курсантам, пришлось их оплатить, но я получил зарплату за эти курсы как преподаватель и как Руководитель курсов, так что, по деньгам то на то и вышло.
А вот Свидетельство об окончании курсов, которое до сих пор хранится у меня, эксклюзивное – мной же заполненное и мной же, как Председателем Экзаменационной Комиссии подписанное. И мной же там проставлены себе по изученным предметам оценки «отлично». А как иначе?

Tags: ГАИ, Профтех, жизнь в СССР
Subscribe

  • Зачем слепому лампочка?

    Я, честно говоря, считаю себя человеком, не обделённым чувством юмора. Но тут пролистывая в очередной раз каталог с бельгийского конкурса карикатур…

  • Птички

    Не все на свете умеют рисовать птичек. Но многим очень хочется. Правда птички при этом такие… короче, художник их так видит……

  • Два берлинских друга

    Прогуливаясь как-то по Берлину, вдруг увидел вот такой памятник непонятно чему Они что, в мозги друг другу одной рукой залезли, а другой куда?…

promo amak_190 july 14, 2017 21:30 20
Buy for 10 tokens
Сегодня пятница и хочется чего нибудь для души… Завтра утром рано за руль, так что ни-ни! А вот порадоваться хорошему представлению – с удовольствием! Залил сейчас на ютуб видео, которое снимал в Лоро Парке на Тенерифе – шоу морских котиков. В Лоро парке программа разнообразная,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Зачем слепому лампочка?

    Я, честно говоря, считаю себя человеком, не обделённым чувством юмора. Но тут пролистывая в очередной раз каталог с бельгийского конкурса карикатур…

  • Птички

    Не все на свете умеют рисовать птичек. Но многим очень хочется. Правда птички при этом такие… короче, художник их так видит……

  • Два берлинских друга

    Прогуливаясь как-то по Берлину, вдруг увидел вот такой памятник непонятно чему Они что, в мозги друг другу одной рукой залезли, а другой куда?…