И главное он не лукавил. Изучил. Вступил в партию. И был твёрдо уверен, что всего, чего он достиг - из безграмотного крестьянского паренька превратился в уважаемого на селе человека - учителя - всё это благодаря Партии Большевиков и лично товарищу Сталину.
А вот отец его, старый вояка, бывший фельдфебель Русской Императорской Армии, наоборот, большевиков, мягко говоря, не любил. Он, выйдя в отставку, уехал с молодой женой с Сумщины, где служил, на Алтай, под Славгород. За несколько лет поднял крепкое хозяйство, построил мельницу. Большевики со своей коллективизацией только помешали ему развиваться. И был твёрдо уверен, что всего, чего он достиг – он достиг своим трудом.
Как только начали создавать у них на Алтае колхозы, он, как мог, продал всё и уехал в Омскую область, к сыну, который туда попал ранее, по распределению после педучилища. Но и там, в колхоз не вступил, занялся бортничеством – стал пасечником. Пасечники имели право не вступать в колхоз. Жил он подальше от центра села, на самой окраине рядом со своими пчёлами.
И вот иногда, отец брал за руку маленькую дочку (мою маму) и шел через всё село навестить родителей – дедушку Антона и бабушку Анисью и заодно угоститься душистым мёдом.
После приветствий начинался разговор о погоде, о сельских новостях, о том, что слышно в городе и что происходит в Стране.. Как поживает твой Сталин…
И вот тут-то находила коса на камень. Отец с сыном (папа с дедушкой) начинали вести такие беседы о товарище Сталине, что мама от страха забиралась под стол и думала, что они вот-вот порвут друг друга. Слава Богу, жил дед далеко от ближайших соседей и беседы эти «задушевные» ни кто не мог подслушать. Но вскоре пар был выпущен, и родственники доставали девочку из-под стола, сажали за этот стол и она вместе со всеми пила чай с душистым дедушкиным медом.
И каждый раз, когда они навещали дедушку, сначала происходила «беседа о товарище Сталине», а потом чаепитие. Ни когда наоборот! Так она мне и рассказывала, что слово СТАЛИН, у неё ассоциировалось всегда со страхом сидящей под столом маленькой девочки, и душистым, самым вкусным медом потом.
Journal information