amak_190 (amak_190) wrote,
amak_190
amak_190

Category:

Колокольня Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. История.


На мощном двухэтажном четверике первого яруса стоит пирамида из 4 прозрачных арочных звонниц в праздничном барочном стиле. Между 3-м и 4-м уровнями золотится часовой циферблат, время ежечасно отбивается курантами из 8 колоколов, уцелевших от послереволюционного разорения. Колокольню украшают изящные белые колонны, белокаменные картуши сложного рисунка во фронтонах первого яруса, а также навершие в виде причудливой золотой чаши.


Побывать на ней мне довелось год назад. В конце августа прошлого года крестник моей жены, сын наших давнишних друзей, наконец, решился жениться. А так как он в то время служил в Сергиевом Посаде, то и брак зарегистрировали в Сергиевопосадском ЗАГСе, и свадьбу сыграли там же, недалеко от города.
Ну а прежде, для всех гостей свадьбы, многие из которых были впервые в Сергиевом посаде, устроили экскурсию по Лавре. Присоединились к экскурсии, и мы с женой. Хоть и приходилось бывать в Лавре неоднократно, а жена, так вообще уроженка этого города (который когда-то назывался Загорск), и её детство прошло под сенью Лавры, экскурсия с опытным экскурсоводом (а им был один из монахов), была и нам интересна.
В заключение экскурсии по территории лавры, монах предложил желающим подняться на колокольню.
Но предупредил, что женщинам в обуви на тонких каблуках и боящимся высоты лучше не ходить.

Но прежде чем передать впечатления о путешествии наверх, я хотел бы напомнить, что из себя представляет Колокольня

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1770 гг., замыкает собой северную сторону соборной площади Троице-Сергиевой лавры.  Строительство колокольни была начато по повелению императрицы Анны Иоанновны по проекту  И. Я. Шумахера, придворного зодчего царицы. предписывал строительство посреди площади, что нарушало весь архитектурный ансамбль. И. Ф. Мичурин, получивший подряд на строительство, сразу предложил передвинуть колокольню севернее на место старой трапезной. Спор продолжался вплоть до смерти царицы и восхождения на престол Елизаветы I.
И.Ф. Мичурин руководил строительством колокольни семь лет и вывел её на высоту двух ярусов, так как работали неспешно, чтобы колокольня «на фундаменте отстояться могла без повреждения».
В 1747 г. И.Ф. Мичурин был отозван, ему было поручено строительство Андреевского собора в Киеве и руководство по сооружению звонницы перешло к ведущему московскому архитектору Д.В. Ухтомскому.
Ухтомский полностью переработал проект и решил сделать колокольню пятиярусной. Он во время посещения монастыря императрицей Елизаветой Петровной в июле 1753 г. представил ей свой проект увеличения высоты колокольни.  По его замыслу на могучем кубическом постаменте были воздвигнуты не два, а четыре яруса звонницы. На нижний двухэтажный ярус колокольни поставлены четыре убывающих вверх яруса звона. Увенчанные необычным куполом в виде золотой чаши с коронами по четырём сторонам, два яруса придают взлёт всему сооружению. Наверху колокольни - своеобразный двойной купол, нижняя половина которого имеет форму большой ложчатой чаши, поставленной на подставе, а верхняя половина имеет форму такой же малой чаши, опрокинутой вниз и поставленной на подставе, возвышающейся из первой чаши, и который венчается крестом на яблоке.
Колокольня  вместе с крестом  должна была достигнуть  41 сажени и 1 аршина (88,06 м), что на 11 метров выше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 метров – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
Предложение о надстройке колокольни понравилось императрице. Тем более что во фронтонах первого яруса архитектор предлагал разместить портреты русских царей, а у парапета — 32 скульптуры, прославляющие человеческие добродетели «Разум», «Верность», «Любовь к Отечеству» и др. (правда, впоследствии эту часть проекта реализовать не удалось и вместо скульптур на парапете были поставлены вазы). Работы по отделке и украшению здания растянулись ещё на 15 лет. Работы по сооружению колокольни завершились только в 1770 г. Специально для колокольни известный тульский мастер Иван Кобылин Большой изготовил в 1784 г. башенные часы с курантами, которые работали на протяжении 120 лет и только в 1905 г. их механизм заменили новым.   В 1785 г. лаврская звонница вновь подверглась реконструкции - у неё были заложены два из четырёх входов и открытое гульбище первого яруса со временем перекрыли железной кровлей.

Великолепная звонница, несмотря на свои размеры, изящная и легкая, является замечательным творением архитекторов и строителей, одним из шедевров русского зодчества 18 века.

Но главное богатство колокольни – это звон.

Звон – так назывался в старину набор колоколов на церковной колокольне. Минимальный – он состоит из трех штук: одного большого и двух поменьше, но чем больше их – тем звучание интересней и разнообразней. Средний набор на колокольне состоит из 9-16 колоколов. Благовестник – так называют самый большой колокол. Полиелейный – второй большой колокол в звоне. Третий из больших – славословный.

Многие колокола перешли по наследству со старой, обветшавшей  двухярусной деревянной колокольни.
Но самый большой — Царь-колокол,  был отлит в 1748 году по указанию Елизаветы специально для новой колокольни Лавры. Он весил 4065 пудов (65 т) и был  на тот момент самым большим колоколом России (после двух кремлевских).

У  колоколов на звонницах были собственные имена. Самый большой  - «Царь», за ним шли Полиелейный «Годуновский» был отлит при царе Борисе Годунове в 1650 году весом 1850 пудов  и Воскресный «Корноухий»  (1270 пудов). «Корноухий» был изготовлен в 1693 году мастером Федором Моториным. Колокола, как и люди, имеют тело, голову, шею, язык, уши. Уши – это то, на чем висит колокол. Когда отливали этот колокол, одно ухо у него не получилось. Такой специфический дефект и дал его обладателю имя – Корноухий, а неудавшуюся деталь отливки пришлось заменить на железную. Ещё один крупный колокол - Славословный «Лебедь»  – его вес составлял 625 пудов. Тон его был особенно звучным и сильным. «Лебедь», как и «Годуновский» были отлиты известным мастером литейного дела Андрем Чоховым. Декор их предельно прост – несколько строк вкладного текста и травяной орнамент. "Годунов" дополнен узором в виде трилистника. Именно таким украшены почти все работы мастера Чохова.
Созвучие колоколов Лавры с самого начала славилось своим уникальным звоном.
В 1780 году на четвертом ярусе появился еще один уникальный колокол. Название "Переспор" он получил не случайно: его звон отличался от других, перебивая их. Отливали его в Москве под руководством мастера Михаила Крючкова. Используя материал двух поврежденных колоколов – "Барана" и "Голодая". Вес "Переспора" - чуть больше 315 пудов. Сегодня – это один из немногих благовестников, сохранившихся на своем месте. Его соединили с часовым механизмом Лавры. В начале ХХ века суммарно на всех ярусах колокольни находились 42 колокола, из них в полной мере действовали 25.
Сегодня сохранились всего 17. Судьба остальных сложилась по-разному.

Большая часть колоколов была разбита зимой 1929—1930 года.
 По распоряжению Главнауки в середине ноября 1929 года музейные работники Сергиевского музея с рабочими Рудметаллторга стали готовить к съему Царь-колокол и шесть других крупных колоколов - за исключением некоторых наиболее древних. Музейщики, правда, никак не соглашались на уничтожение Воскресного (Корноухого) колокола, отлитого в XVII веке.
Но завидную настойчивость проявили руководители Московского окружного финотдела, потребовавшие от Главнауки снятия и Корноухого, обосновывая это и тем, что «помимо этого колокола в Лавре есть еще 3 колокола конца XVII века». В конце ноября 1929 года заведующий музейным подотделом МОНО дал разрешение Рудметаллторгу на снятие Корноухого. За гибелью гордости России — колоколов первой на Руси обители Троице-Сергиевой Лавры следили многие.
Печатные издания типа «Огонька», «Безбожника», «Безбожника у станка» и другие печатали фотографии низверженных колоколов – «Царя», «Корноухого», «Годуновского»...

Известны дневниковые записи писателя М. Пришвина, бывшего свидетелем этой трагедии:

«11-го (января 1930 г.) сбросили Корноухого. Как по-разному умирали колокола. Большой Царь, как Большой доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался, опустился на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Толпы детей приходили к нему и все эти дни звонили в края его, а внутри устроили себе настоящую детскую комнату. Корноухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросами... Когда он упал, то и разбился вдребезги. Ужасно лязгнуло, вдруг все исчезло: по-прежнему лежал на своем месте Царь-колокол и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Корноухого»
 ( Пришвин М. Леса к Осударевой дороге: из дневников 1909—1930 // Наше наследие, 1990, № ), с. 82—85).

 Всего  в 1930 году  были разбиты 19 колоколов. В архивах сохранился рукописный список 1931 года, подводящий итоги этапа этой антиколокольной компании. Согласно этому списку «..из Троице-Сергиевой Лавры Рудметаллторгу сданы 19 колоколов весом 8 165 пудов..»
При этом  находящемуся в монастыре Сергиевскому музею были оставлены лишь небольшие колокола 1420, 1598 и 1649 годов.

Слава Колокольни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прервалась на долгие 70 лет.

В 1999- 2001  годах  началась капитальная реставрация колокольни Троице-Сергиевой лавры. Была поставлена задача восстановить былой звон. Литье многотонного колокола – масштабная, ответственная, в то же время, ювелирная операция. В последующие годы были заново отлиты три больших благовестных колокола, включая Царь-колокол, который увидел свет в 2003 году на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

На сегодняшний день лаврский Царь-колокол – самый большой действующий колокол в православном мире вес его составляет 72 тонны и еще 2 тонны весит его язык. Были так же отлиты новые колокола — 27-тонный «Первенец», 35-тонный «Благовестник».
Всего на колокольне Троице-Сергиевой лавры  сейчас установлено 33 колокола, радующих своим звучанием паломников и туристов по воскресным и праздничным дням.

В 2012-2014 гг. в рамках подготовки к празднованию 700-летия Преподобного Сергия на территории монастыря были проведены крупнейшие за всю историю Лавры реставрационные работы. Глубокой научной реставрации, как внутри, так и вне, подверглась и главная лаврская звонница. Сегодня мы можем видеть красавицу колокольню практически в первозданном её великолепии. И совсем недавно стали проводить экскурсии на саму колокольню. Но об этом в следующем посте.


Tags: Родня, Храмы, Экскурсии
Subscribe

  • Один ум хорошо, а два лучше!

    Тем более если это ум филина, птицы, которую отождествляют с мудростью. Внезапно подобрался четверг, а это день птичьих тем. Такая вот сегодня…

  • Символ мудрости, удачи и благополучия.

    Совы у людей с древнегреческих времён служили символом мудрости. За способность в течение дня неподвижно сидеть в укромном месте и как бы размышлять…

  • Петушок золотой гребешок.

    Если сегодня четверг, значит расскажем про птичек. Вот такого забавного петушка с золотым гребешком увидел я как-то, пару лет назад, в витрине…

promo amak_190 july 14, 2017 21:30 20
Buy for 10 tokens
Сегодня пятница и хочется чего нибудь для души… Завтра утром рано за руль, так что ни-ни! А вот порадоваться хорошему представлению – с удовольствием! Залил сейчас на ютуб видео, которое снимал в Лоро Парке на Тенерифе – шоу морских котиков. В Лоро парке программа разнообразная,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Один ум хорошо, а два лучше!

    Тем более если это ум филина, птицы, которую отождествляют с мудростью. Внезапно подобрался четверг, а это день птичьих тем. Такая вот сегодня…

  • Символ мудрости, удачи и благополучия.

    Совы у людей с древнегреческих времён служили символом мудрости. За способность в течение дня неподвижно сидеть в укромном месте и как бы размышлять…

  • Петушок золотой гребешок.

    Если сегодня четверг, значит расскажем про птичек. Вот такого забавного петушка с золотым гребешком увидел я как-то, пару лет назад, в витрине…