В этот раз – рисунок всё из того-же каталога конкурса карикатур 1988 года в бельгийском курортном городке Кнокке-Хейст. Только на этот раз - советского карикатуриста Владимира Уборевича-Боровского:

Картинку эту я вспомнил, когда несколько лет назад довелось мне побывать на Афинском Акрополе, где, кроме всемирно известного Парфенона находится небольшой храм, украшенный этими статуями укутанных в длинные одежды женщин, которые подобно атлантам держат на себе тяжелый портик храма. Название этим скульптурам – кариатиды.

Храм украшенный кариатидами называется Эрехтейон, а история этих женщин, дошедшая до нас из глубины веков, весьма печальная.
Эрехтейон - храм Эрехтея - один из главных храмов древних Афин, расположен он на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Храм выполнен в ионическом ордере и посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.

(Обратите внимание, когда мы там были, к постаменту с кариатидами была приставлена стремянка! Прям как как у Уборевича!)
В византийское время в Эрехтейоне был устроен христианский храм. Во времена владычества над Афинами Османской Империи, в Эрехтейоне обустроили султанский гарем.
Ну а в наше время он известен именно своей северной стороной, украшенный фигурами кариатид.
Но мало кто знает о печальной истории появления кариатид. Древнегреческие легенды гласят, что когда-то пелопоннесский город Карий заключил против Афин союз с неприятелями – персами. впоследствии греки, завоевав себе свободу победоносным окончанием войны с персами, с общего согласия объявили войну карийцам.
И вот, захватив их город, греки перебили мужчин и опустошили их государство. Они увели их жен в рабство, при этом, не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. В связи с чем тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.
Такие вот нравы царили в древней Греции. Горе побежденным!
А ещё во время экскурсии на Акрополь, я узнал, что ни одна из присутствующих на Эрехтейоне кариатид не является подлинной. Все они – копии! А оригиналы находятся в афинском музее под присмотром ученых. Все, кроме одной. Этй одной, ещё в 19 веке обманом завладел английский лорд Элгин, бывший тогда послом Британии при дворе турецкого султана.
Он обзавёлся разрешением султана Селима III «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями», и перевез одну из кариатид Эрехтейона в Британию. В настоящее время она, вместе с фризом Парфенона из коллекции лорда Элгина, находится в Британском музее и известны ныне как мраморы Элгина.
Чуть позже Греции удалось освободиться от Османского ига и сразу, с момента обретения независимости, греческое правительство и общественность требует от Британии вернуть историческое наследие, вывезенное обманным путем. Но Британия, вроде как не слышит, о чем её просят. Но на всякий случай «мраморы Элгина» не вывозят с Британских островов и ни где не экспонируют.
А отношение простых греков к британскому лорду-вору можно прочувствовать в речи нашей экскурсовода по Акрополю.( кстати, оцените её прелестный греческий акцент!)
Она его называет просто: «Мега-вор»!
Кстати, сынок, увидев кариатиды на храме Эрехтейон, тоже воскликнул «О! Уборевич-Боровский!» Он ведь в детстве листал этот каталог карикатур Кнокке-Хейст, полученный мной из Бельгии в 1988 году. И эта картинка В. Уборевича-Боровского ему тоже понравилась и запомнилась…
Journal information