amak_190 (amak_190) wrote,
amak_190
amak_190

Categories:

МиГ-23 в Бельгии

В столице Бельгии замечательный музей Вооруженных сил. Не хуже московского. А вот экспозиция самолетов даже побогаче будет. В брюссельском музее под авиацию выделен здоровенный ангар, под завязку забитый различной авиатехникой всех времён и народов.

Бельгийцы даже умудрились загнать в этот ангар один из первых реактивных пассажирских лайнеров – Каравеллу.




И вот среди фюзеляжей и крыльев, пропеллеров и шасси, среди всего этого многообразия опознавательных знаков в виде крестов и «мишеней для дартса», я вдруг увидел маленькую, но такую родную, красную звёздочку.



Я поспешил к ней.
Это оказался небольшой загончик под названием «Холодная война на Востоке».
«Восточный блок» был представлен всего лишь учебным Як-52 с опознавательными знаками ЧССР, вертолётом Ми -24 с эмблемой ВВС ГДР


Непонятно как попавшим в авиацию 69-ым «газончиком» на спущенных шинах:



И истребителем МиГ-23 с красными звёздами на крыльях, бортовым номером 23


и ржавыми бомбами ФАБ-250 на внешней подвеске.





Всё указывало на убогость «восточного блока» и несерьёзность его как противника такой «замечательной военной машине», как НАТО.
Появление именно Миг-23  с опознавательными знаками ВВС СССР в брюссельском музее, думаю не случайно.  Ведь, Миг-23, пожалуй, единственный советский самолет, который смог нанести урон стране НАТО - Бельгии, причем без участия пилота.

Всё случилось ровно 29 лет назад, утром 4 июля 1989 года.

В 9 часов  утра МиГ-23М  бортовой номер 29, пилотируемый  начальником политотдела 239-й истребительной авиадивизии Северной группы войск полковником Скуридиным, взлетел с аэродрома Колобжег (Польша). Полковник был начальником политотдела дивизии, а они своих самолетов не имеют. Летают на том, что дадут. Вот и дали, видимо полковнику бесхозный самолёт из проблемных. Как потом выяснилось, этот МиГ за последний год пять раз был в ремонте.
На 41-й секунде полёта произошло внезапное уменьшение оборотов двигателя, падение тяги и снижение самолёта. Произошедшее самопроизвольное выключение форсажа  полковник Скуридин воспринял как остановку двигателя. Надо понимать, что самолет для полковника не родной – «подменная лошадка», поэтому бороться за его живучесть желания особого не было.
Он связался с землёй, доложил о технических проблемах, и сообщил руководителю полётов о своём решении катапультироваться. После получения соответствующей команды произвёл катапультирование. Информация о прошествии была доложена командованию авиацией Северной группы войск, а оттуда в Москву, в штаб ВВС с комментарием, что мол, «самолёт упал в море, никакого ущерба при этом не причинил».

А хитрый МиГ, избавившись от политработника, рванул на Запад.

Как показали  потом данные «чёрного ящика», через 6 секунд после катапультирования  полковника, двигатель МиГа начал набирать обороты. Истребитель прекратил снижение, перешёл в горизонтальный полёт. Работал автопилот, и после восстановления оборотов двигателя самолёт автоматически перешел в набор высоты и также в автоматическом режиме продолжил полёт в западном направлении. Система опознавания «свой - чужой»  на нем была включена, поэтому МиГ беспрепятственно пролетел над территорией стран Варшавского договора — Польшей и ГДР.

Самолет, продолживший свой полёт в воздушном пространстве ФРГ, был засечён радарами НАТО.
На перехват с авиабазы НАТО в Голландии были подняты два истребителя F-15 Eagle ВВС США. Подлетев к МиГу, они передали на землю, что «наблюдают советский истребитель без пилота и с сорванным фонарём кабины». На земле им не сразу поверили, но потом дали команду сопровождать МиГ и пока не предпринимать ни каких действий.


МиГ находился на высоте 12 000 метров и летел со скоростью 740 км/ч.  В таком спокойном режиме, он, в сопровождении двух F-15, пролетел над ФРГ, Нидерландами, Бельгией и уже приближался к Франции.

Тут надо вспомнить, что Франция не входила в военные структуры НАТО. В 1966-м Шарль де Голль отказался передавать французских военных под контроль блока и размещать на территории Франции военные базы НАТО, Франция вышла из Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, продолжая принимать участие  только в работе политических структур альянса. Затащить  Францию обратно в НАТО смог только Саркози в 2007 году.
 А тогда, в 1989 году, оборона её воздушного пространства не входила в задачи НАТО и натовские самолеты не могли так просто туда залетать. Американские пилоты получили приказ сбить МиГ, если станет ясно, что он сможет достичь Франции, но этого не потребовалось: он начал быстро терять высоту, так как у него просто закончилось топливо. На самом ли деле так, или натовцы всё-таки сбили бесхозный МиГ?
Судя по тогдашним фотографиям с места катастрофы, МиГ ,  упав на ферму в бельгийской деревне Беллегем неподалёку от Кортрейка, произвел сильные разрушения.



Могли ли быть такие  страшные последствия от падения пустого самолета? Не знаю...


При падении самолёта на ферму произошла трагедия - погиб 19-летний  местный житель Вим Деларе (Wim Delaere).

Бельгия и Нидерланды направили СССР ноты протеста в связи с пролётом и катастрофой истребителя, однако благодаря потеплению отношений в Европе, ситуацию удалось разрешить быстро. Советские специалисты были допущены к месту катастрофы. Обломки истребителя вывезли в Советский Союз. СССР выплатил Бельгии компенсацию за разрушения в размере 685 000 долларов.
А причина сбоя двигателя  МиГ-23 так и не была установлена.

Tags: 80-е, Авиация, Бельгия
Subscribe

  • С Праздником, друзья!

    С Днем Великой Победы! Будем гордиться, будем достойными памяти наших отцов и дедов, будем помнить о тех, кто не вернулся с той войны. Слава…

  • Прогулки по воде

    Во время экскурсии по Галилее, нас завезли на обед в один из кибуцев, находившихся недалеко от Капернаума, прямо на берегу озера Кинерет, оно же…

  • Мир-Труд-Май!

    Мир, Май – все это в наличии, а вот с трудом нас Правительство обломало, устроив длинные «майские каникулы». Но наш народ…

promo amak_190 июль 14, 2017 21:30 20
Buy for 10 tokens
Сегодня пятница и хочется чего нибудь для души… Завтра утром рано за руль, так что ни-ни! А вот порадоваться хорошему представлению – с удовольствием! Залил сейчас на ютуб видео, которое снимал в Лоро Парке на Тенерифе – шоу морских котиков. В Лоро парке программа разнообразная,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • С Праздником, друзья!

    С Днем Великой Победы! Будем гордиться, будем достойными памяти наших отцов и дедов, будем помнить о тех, кто не вернулся с той войны. Слава…

  • Прогулки по воде

    Во время экскурсии по Галилее, нас завезли на обед в один из кибуцев, находившихся недалеко от Капернаума, прямо на берегу озера Кинерет, оно же…

  • Мир-Труд-Май!

    Мир, Май – все это в наличии, а вот с трудом нас Правительство обломало, устроив длинные «майские каникулы». Но наш народ…