
В Брюсселе не только крупнейшая коллекция его картин (больше только в Вене), но и великий художник последние свои годы жил в этом городе на улице От (Rue Haute). Здесь он создавал самые знаменитые свои картины – «Охотники на снегу» «Сумрачный день» «Сорока на виселице».
Здесь же, в Брюсселе и похоронен - в церкви Нотр Дам де Шапель, недалеко от улицы От.
Первым делом мы отправились в Королевский музей изящных искусств, где выставлены пять полотен Мастера.

Примчались в музей, как мы думали, к самому открытию - к 10 часам. Оказалось, что в выходные (а была суббота) музей открывается только в 11 часов.
Пришлось сделать кружок по городу на двухэтажном экскурсионном автобусе, его остановка как раз недалеко от музея. Это заняло у нас как раз час и к одиннадцати часам мы опять были у музея. Но у входа уже образовалась очередь!

На самом деле Музей состоит из четырех музеев - Старых мастеров, Современных мастеров, Музея Рене Магритта - известного бельгийского сюрреалиста и музей «Конца века» - про творческие искания конца 19 века.
Билет стоит или 8 евро в один музей на выбор или 13 евро – посещение всех музеев. Оптом дешевле, поэтому взяли билеты за 13 евро.
Начали, конечно, со Старых мастеров, а конкретно – Питера Брейгеля.
Под Брейгеля выделен целый зал - «Зал Брейгеля». Точнее, двух Питеров Брейгелей – отца и сына.





Старший из Брейгелей представлен пятью картинами:
«Поклонение волхвов» ок. 1566

«Падение Икара» ок. 1558

«Падение мятежных ангелов» 1562

«Зимний пейзаж с ловушкой для птиц», 1565

«Перепись в Вифлееме» 1566

Его сын – Питер Брейгель младший, во многом прославился, копируя картины своего отца.
Большое количество копий готовилось для продажи на родине, а также шло за границу. Это способствовало международному признанию картин отца - Питера Брейгеля Старшего
Работы младшего есть даже в Эрмитаже, ну а в брюссельском зале Брейгелей было несколько его картин:
Копии работ отца
«Перепись в Вифлееме»

«Битва Поста и Масленицы»

«Свадебные пляски на лоне природы» 1614

И одна работа, аналога которой нет у отца:
«Ярмарка с театральным представлением»

(Кстати, точно такая же картина есть в Эрмитаже)
Питер Брейгель – мастер деталей, каждая из картин заслуживает отдельного рассказа, и этим займёмся потом, а пока можно ещё добавить, что мне пришлось немножко заняться сыскным делом.
Дело в том, что во многих источниках упоминается, что в этом музее есть ещё одна картина Питера Брейгеля старшего - «Вино на празднике Святого Мартина» (ок.1565) . Но в «зале Брейгелей» её не было!
Совершенно случайно я наткнулся на неё в другом, удалённом от Зала Брейгелей, месте!
Если бы я не знал её сюжет, я бы просто прошел мимо!

А рядом с ней висела ещё одна работа Питера Брейгеля – сына - «Возвращение паломников»

Почему так?
Почему они отдельно от основных картин? Не знаю… Может места не хватило в зале Брейгелей, а может, потому, что картина с таким названием «Вино на празднике Святого Мартина», и при этом имеющая официальное подтверждение, что принадлежит кисти Питера Брейгеля старшего, находится мадридском Прадо?
Но это не говорит о том, что картина в брюссельском музее – подделка!
В те века один и тот же художник мог нарисовать и две и три одинаковых картины по просьбе разных заказчиков.
И все они будут оригиналами!
Ну а как я прошелся «по брейгелевским местам» Брюсселя расскажу чуть позже…
Journal information