Наверняка слышали такое выражение «между Сциллой и Харибдой». Оно употребляется в значении: оказаться между двумя враждебными силами, в положении, когда опасность угрожает и с той, и с другой стороны. Сопоставление Сциллы с Харибдой послужило образованию пословицы, равнозначащей русской «из огня да в полымя», или «между молотом и наковальней. Появилось это выражение ещё у древних греков – по их верованиям, на прибрежных скалах по обе стороны Мессинского пролива между Сицилией и Калабрией, обитали два чудовища: Сцилла и Харибда, губившие мореплавателей.
Вроде есть что-то созвучное: Сцилла - Сицилия, Харибда – Калабрия…
Однако на самом деле, всё наоборот!
Харибда помещалась греками в сицилийской части пролива под Пелорским мысом, а Сцилла на противоположном мысе - в Бруттии, близ Регия.
Кто же эти два монстра?
Как гласит мифология, Сцилла – это бывшая прекрасная нимфа. Она проводила все свои дни в море, играла с другими подобными себе персонажами. Только однажды ее полюбило морское божество по имени «Главк Морской» ( не путать с Министерством Морского Флота).
И для того чтобы добиться расположения прекрасной нимфы, он воспользовался приворотным зельем, которое ему приготовила волшебница Кирка. Однако и сама колдунья была не совсем равнодушной к богу и не прочь была избавиться соперницы. Её «приворотное зелье» превратило Сциллу в жуткое чудовище - шесть собачьих голов, зубы в три ряда и двенадцать ног.

Поселилась она в пещере скалы расположенной у самого пролива и начала ловить моряков, внезапно возникая из своей пещеры. Бывшая прекрасная нимфа ломала им кости и, особо не торопясь, проглатывала всеми шестью своими пастями.
Вот что может произойти с прекрасными нимфами, если их обидеть..
Ну а Харибда?
Харибда - морское чудище из греческой мифологии. Она олицетворяет всепоглощающую морскую пучину, большой водоворот под скалой в расстоянии полета стрелы от другой скалы, через пролив, на которой обитала Сцилла.
Харибда являлась дочкой двух богов – Геи и Посейдона. Ее превратил в страшное чудовище сам Зевс, сбросив при этом в море. Она три раза в день всасывает в себя огромное количество воды и через некоторое время выпускает ее обратно. При этом мореплаватели, затянутые в водоворот, погибали.

Вот так эти две бывшие приличные девушки и развлекались с попавшими в Мессинский пролив моряками.
Между этими двумя монстрами, по рассказу Гомера, пришлось однажды пройти Одиссею во время возвращения из Трои на родину.
В Одиссее это описано следующим образом.
Одиссей, для того чтобы проскочить между Сциллой и Харибдой, пожертвовал многим. Сначала Одиссей, избегая водоворота, устроенного Харибдой, направил свой корабль к Сцилле.
У Гомера так описано место обитания Сциллы: «Скала, на которой проживал монстр, поднималась практически до самого неба. Она всегда была покрыта черными тучами и сумраком. Забраться на скалу было практически нельзя, так как поверхность была достаточно скользкой и крутой. В центре подобной неприступной махины располагалась пещера, вход которой был направлен на запад. Именно в этой пещере и проживала страшная Сцилла. Она постоянно лаяла, оглашая окрестности своим пронзительным визгом. Спереди этого монстра располагалось двенадцать тонких лап. На плечах можно было увидеть шесть голов, которые держались на длинных и гибких шеях. В пасти у Сциллы были частые, острые зубы, расположенные в три ряда».
Охотилось на мореплавателей чудовище достаточно просто. Оно выставляло свои головы из пещеры и осматривало водную поверхность. В тот момент, когда мимо проплывал корабль, все пасти одновременно хватали людей».
Так случилось и с кораблём Одиссея. Сцилла схватила самых лучших его моряков в количестве шести штук - по одному каждой из собачьих её голов, и удалилась вглубь пещеры для того, чтобы неспешно их съесть. Люди кричали о помощи, протягивали руки к Одиссею. Однако он был глух к их мольбам. Напротив, он постарался побыстрее проплыть мимо пещеры. Позже, Одиссей попал все-таки в один из водоворотов, который был создан Харибдой.
После кораблекрушения, оставшись один, он плыл на плоту из обломков своего корабля, связанных сыромятными ремнями. В какой-то момент, Одиссей, почувствовав, что сейчас его утлый пот поглотит водоворот, он схватился за корни дерева, которое приросло к одной из скал, и держался в таком состоянии до того момента, пока через некоторое время когда его плот не всплыл из пучины обратно. Тогда Одиссей снова спрыгнул на них и стал грести руками в сторону от Харибды. Одиссей отдал всё и всех, но сам спасся от Сциллы и Харибды.
Такую историю рассказал нам Гомер. И с тех пор эта история будоражит умы художников.
Каждый по-своему пытается представить, как выглядят Сцилла и Харибда.
Может быть так:

А может быть и вот так

или так

А само нападение чудовищ на корабль Одиссея?
Вот так представлял себе это древний, 2 века н.э. художник

Или художник в средние века

А уж современные художники!
Буйство красок и фантазии!




И даже вот так

А вот и само спасение Одиссея от Харибды

А как Сцилла и Харибда выглядят в наше время?
Действительность, как всегда, мало похожа на фантазии художников.
После посещения города Мессины, наш круизный лайнер вошёл в Мессинский пролив.

Как не высматривал я какой-нибудь хоть малюсенький водоворотик, тщетно… Море было спокойно. Точнее два моря - Ионическое и Тирренское. И на поверхности воды заметна только полоска, где в проливе сталкиваются воды двух морей.

В наше время по обоим сторонам пролива поставлены мачты ЛЭП.
Вот та, что в Калабрии, на месте жилища Сциллы
Здесь действительно есть утес. Только чудища не видно

А вот эта – на Пелорском мысе в Сицилии, указывает нам место Харибды.

Я даже попытался сделать панораму этого прохода между Сциллой и Харибдой.
Только вот, на корме сильный ветер и звук получился не ахти…(
Короче, нагнал Гомер жути, а художники за столько веков подхватили и раздули этот фейк.
А местечко-то на самом дел довольно милое….))
Journal information