amak_190 (amak_190) wrote,
amak_190
amak_190

Categories:

Заложники атомного монстра

Недавно в Санкт-Петербурге состоялся грандиозный праздник – «День Военно-морского Флота».
По случаю этого события в город на Неве прибыли сразу два атомных крейсера «Пётр Великий» и «Дмитрий Донской». Их поход вдоль берегов стран, почти все из которых входят в НАТО, вызвал большой ажиотаж. Члены Североатлантического альянса сочли это «новой демонстрацией силы» со стороны России.
А в самом  Санкт-Петербурге прибытие этих атомных крейсеров вызвало огромную радость и гордость за наш флот.
А разве может быть иначе?
Разве повернулся бы у кого нибудь язык назвать этих красавцев «ядерными морнстрами»?
А вот этого красавца, можно?


Оказывается, можно….

Оказывается, могут выходить многочисленные демонстрации и митинги против захода атомохода в порт Владивостока, да и все порты Дальнего Востока присоединились к бойкоту, обзывая этот корабль «атомным монстром».

В какой стране это могло произойти? В стране, которая была уже на грани развала  -  Советский Союз в 1989 году. Сейчас себе и представить такое не возможно, но это было…
Примером тому статья в газете ПРАВДА за 21 декабря 1989 года.





Атомный лихтеровоз «Севморпуть» был спроектирован в 1978, заложен в 1984, а сошел со стапелей закрытого завода «Залив» в Керчи в 1988 году. Как часть программы перехода к комплексным программам развития Севера этот корабль и его близнец (который с развалом СССР так и не был построен) должны были взять на себя обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути.

Для решения такого сложного вопроса, как навигация в условиях Арктических льдов, требовались особые характеристики, и новое судно обладало ими в полной мере — ядерная установка обеспечивала практически неограниченное время в пути без необходимости дозаправок, установки для сжигания отходов и очистки сточных вод обеспечивали автономность судна. Обладая возможностью за один раз перевезти 47 единиц 300-тонных лихтеров (плоскодонных контейнеров-барж) или 1336 контейнера, атомоход мог за один рейс обеспечить продовольствием и хозяйственными товарами все население Крайнего Севера.

Несмотря на «ледовую» специализацию, первые годы эксплуатации уникальный корабль, способный перевезти и спустить на воду плоскодонные лихтеры, не требующие специальных портовых конструкций и способные пришвартоваться для разгрузки к берегу, участвовал в помощи развивающимся странам, которую оказывал Советский Союз.
И в первые навигации судно «Севморпуть» использовалось преимущественно на международных линиях — Вьетнам, Корея, КНДР, Саудовская Аравия.
После развала СССР и сворачивания многих программ, касающихся Арктики и Крайнего Севера, грузооборот на Северном морском пути стал падать, и в 2007 году лихтеровоз, ставший нерентабельным, было решено переоборудовать и превратить в самоходную буровую установку. Через год и это решение было отменено.
Сменились также владельцы корабля — Мурманское морское пароходство передало судно «Севморпуть» ФГУП «Атомфлот». Но и у нового хозяина не нашлось работы для уникального судна.
В 2012 году лихтеровоз «Севморпуть»  был официально выведен из Регистра. Начались работы по остановке «сердца» корабля — ядерной установки. Поднимался вопрос и о сдаче «на иголки».
Но, к счастью, «Севморпуть» не разделил участи многих менее удачливых «собратьев».
Освоение Арктики в последнее время получило новый импульс, появилась потребность в судах, которые могли бы обеспечить перевозку грузов, помочь в восстановлении военной и хозяйственной инфраструктуры в условиях Крайнего Севера.
И в конце 2013 года было принято решение о возвращении в эксплуатацию и начале работ по восстановлению и ремонту корабля, которые продлились до 2015 года. Также были выполнены работы по продлению срока эксплуатации ядерной установки, ремонт, замена и дооснащение инженерных комплексов, оборудования, ходовой и других частей. Ходовые испытания, закончившиеся 1 декабря 2015, подтвердили способность «Севморпути» вернуться в строй.


Атомный лихтеровоз будет востребован в снабжении и работах по обеспечению безопасности северных границ, станет плавучей лабораторией для проведения исследований в области ядерной и экспериментальной физики. По оценкам специалистов, ресурса «Севморпути» хватит еще на 10-15 лет работы.
6 мая 2016 года обновленный лихтеровоз вышел из Мурманска в свой первый рейс — на остров Котельный с грузом стройматериалов и продуктов питания. По состоянию на 2016 год он является единственным действующим грузовым судном с атомной силовой установкой.
Корабль, не человек, обиды не помнит. Да и помнят ли те люди, которые в угаре перестройки и чернобыльского синдрома, обзывали его атомным монстром? Думаю, вряд ли…
Атомный лихтеровоз «Севморпуть» получил вторую жизнь.
Он еще послужит целям, для которых когда-то был спроектирован и создан — делу освоения Арктики.

Tags: 80-е, жизнь в СССР
Subscribe

  • Очаровательная старина

    Редко получается проехаться общественным транспортом. В основном сам за рулем. Но в столицу соваться не люблю. Да и Автобусом мне до ближайшего метро…

  • С Днем Защитника Отечества!

    У нас принято в этот день поздравлять мужское население страны, хотя не все имеют отношение к Армии. И подарки им дарят, и открытки. Раньше с…

  • Старичок Москвичок

    Полезно иногда побродить по городу в выходной. Особенно если удается заглянуть в какой-то двор, в котором не бывал. Вот и в этот раз меня поджидала…

promo amak_190 july 14, 2017 21:30 20
Buy for 10 tokens
Сегодня пятница и хочется чего нибудь для души… Завтра утром рано за руль, так что ни-ни! А вот порадоваться хорошему представлению – с удовольствием! Залил сейчас на ютуб видео, которое снимал в Лоро Парке на Тенерифе – шоу морских котиков. В Лоро парке программа разнообразная,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Очаровательная старина

    Редко получается проехаться общественным транспортом. В основном сам за рулем. Но в столицу соваться не люблю. Да и Автобусом мне до ближайшего метро…

  • С Днем Защитника Отечества!

    У нас принято в этот день поздравлять мужское население страны, хотя не все имеют отношение к Армии. И подарки им дарят, и открытки. Раньше с…

  • Старичок Москвичок

    Полезно иногда побродить по городу в выходной. Особенно если удается заглянуть в какой-то двор, в котором не бывал. Вот и в этот раз меня поджидала…